+7 (495) 781-92-86
Обратный звонок
Получить консультацию
Эластичность спроса по цене

Одной из важных задач, стоящих перед маркетологом, является определение оптимальной цены товара. Существует много подходов к ценообразованию, одним из которых является определение оптимальной цены на базе кривой эластичности по цене.

  • Описание задачи
  • Подробнее о задаче
Описание задачи

    Эластичность спроса по цене показывает, как изменится спрос на товар при изменении его цены. Как правило, при увеличении цены спрос на товар снижается, за исключением случаев с престижными товарами, цена которых должна превышать определенный уровень, чтобы товар был интересен покупателям.

    Эластичность спроса по цене может существенно отличаться для разных товаров и разных рыночных ситуаций. Когда с изменением цены спрос на товар меняется значительно, говорят о товарах с эластичным спросом. К таким продуктам относятся:

    • Продукты питания, стоимость которых заметна для потребителя (мясо, молочные продукты и пр.);
    • Электроника, бытовая техника, мебель;
    • Билеты на самолет/поезд.

    Если при изменении цены спрос почти не меняется, говорят о товарах с неэластичным спросом. К ним относятся:

    • предметы первой необходимости (незаменимые лекарства, электричество);
    • товары, цена которых незначительна или незаменимые товары (хлеб, соль, спички, бензин).

    Насколько эластичен спрос на Ваш товар, демонстрирует кривая эластичности. Она может быть построена на основе данных, полученных в ходе опроса потребителей, которых спрашивают, сколько (или какую максимальную сумму) они готовы заплатить за устраивающий их товар. На кривой эластичности каждому значению цены ставится в соответствие доля потребителей, готовых покупать товар по этой цене.

    Построив кривую эластичности по цене, можно рассчитать цену, соответствующую максимальной выручке (при которой произведение цены и количества потребителей, готовых купить товар по этой цене, будет максимальным).

Подробнее о задаче

Кривая эластичности по цене представляет собой график, отображающий количество желающих купить товар в зависимости от его цены. Получить такую зависимость можно на основе данных опроса потребителей, когда их спрашивают о максимальной цене товара, при которой они готовы его купить. Как правило, с увеличением цены уменьшается количество желающих совершить покупку.

На рисунке показана кривая эластичности по цене для керамической плитки российского производства. На кривой найдена точка, соответствующая цене, при которой объем выручки максимален. Это 442 рубля за квадратный метр. Купить российскую плитку по такой цене готовы 83% опрошенных потребителей.

Следует отметить, что полученная кривая эластичности не всегда бывает гладкой, и в таких случаях адекватно описать ее одной линией тренда не представляется возможным, а значит, поиск оптимальной цены будет несколько более сложным. Кроме того, следует обращать внимание на изломы кривой, соответствующие критическим значениям цены, при превышении которых происходит резкое снижение спроса.

В качестве частного случая можно рассмотреть график переключения на продукт более высокой ценовой категории.

У описанного подхода есть некоторые ограничения.

Данные, полученные методом опроса потребителей, могут расходиться с реальностью, поскольку реальное поведение потребителей и их высказывания не всегда совпадают. Зачастую респонденты склонны занижать объемы предполагаемых покупок при высоких значениях цены. Кроме того, покупатель не всегда хорошо осведомлен о ситуации на рынке и в реальной ситуации покупки может, например, найти замену более дорогому товару, о наличии которой не подозревал.

Полученная на основе кривой эластичности «оптимальная цена» может быть экономически невыгодна производителю товара, например, из-за его высокой себестоимости или отсутствия необходимых производственных мощностей. В таком случае на основе данных об эластичности спроса можно найти другие решения, удовлетворяющие актуальным условиям.

Давайте начнем общение

Свяжитесь с нами и получите бесплатную консультацию специалиста по маркетинговым исследованиям.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определённх в Согласии на обработку персональных данных.
Все поля обязательны к заполнению!