+7 (495) 781-92-86
Обратный звонок
Получить консультацию
Оценка емкости рынка

Емкость рынка – это количественный показатель, отражающий суммарный объем продаж определенных товаров или услуг в определенный временной период (как правило, год). Он может быть выражен в различных единицах измерения: в рублях, штуках, единицах объема, массы. Существуют различные методы оценки емкости рынка. Один из наиболее точных и доступных методов – опрос потребителей или продавцов продукции.

  • Описание задачи
  • Подробнее о задаче
  • Отзывы

Технологии СканМаркет позволяют оценить емкость рынка и объемы продаж ведущих операторов с ошибкой 3-7% – точность, позволяющая использовать эти данные в разработке стратегий развития продукта и конкурентных действий. Наиболее полно и точно технология реализуется по продуктам FMCG, когда узнаваемость лучшей марки (брэнда) превышает 20% (потребители распознают ведущие марки). Для менее популярных продуктов разрабатывается «фирменный» подход, учитывающий особенности их продажи и потребления. Сказанное также относится к услугам и к товарам, продаваемым на рынках В2В.

Предлагаемые технологии не подразумевают общение с конкурентами (конкуренты могут и не знать, что их оценивают). Главный источник информации – потребители и продавцы продукции. Количество и структура опрашиваемых определяется исходя из особенностей самого продукта, условий его продажи и потребления (использования). Как правило, это большие группы, превышающие 500 целевых потребителей.

Обладание информацией о структуре, объеме рынка, рыночных долях операторов, а также их динамике (при серийных, «волновых» исследованиях) позволяет правильно ориентировать процесс стратегического и тактического управления ассортиментной политикой, в упреждающем режиме определять причины замедления/уменьшения роста продаж. Эта информация по понятным причинам является конфиденциальной и одновременно весьма востребованной, особенно в бизнес-планировании. Однако не все ею обладают, что создает дополнительные конкурентные преимущества для осведомленных.

    1. Выделение географических границ рынка и ближайшего конкурентного окружения.

      Перед проведением опроса целевой группы необходимо выделить прямых конкурентов в заданных географических границах рынка (область, город, район). Для этого на начальной стадии исследования проводятся экспертные интервью с представителями целевой группы и сотрудниками компании-Заказчика.

      Например, в ходе предварительного (разведочного) этапа исследования, основанного на глубинных интервью с покупателями квартир строительного концерна «Крост», был установлен список компаний, предложения которых также рассматривались покупателями на этапе выбора квартиры.

      На основе этой информации формируются списки ведущих конкурентов, продукция (предложения) которых будет детально оценена потребителями в ходе маркетингового исследования.
    2. Определение коэффициента проникновения продукта на рынок (доли пользователей продукта)

      Емкость любого рынка напрямую зависит от доли пользователей/потребителей продукта – коэффициента его проникновения на рынок (penetration). Акции стимулирования сбыта и рекламные кампании наиболее часто имеют цель повысить именно этот показатель. В целом же данный коэффициент показывает степень фактического предпочтения продукта целевой группой покупателей.

      В ходе исследования замеряется доля пользователей продукта в общей исследуемой совокупности (например, от общего числа жителей или домохозяйств Москвы). Проводя замеры на мониторинговой (регулярной) основе можно отслеживать динамику и причины роста/стагнации рынка (увеличение или падение объемов продаж может быть вызвано как в результате привлечения/оттока новых покупателей, так и за счет изменения частоты или объемов покупок существующих клиентов). Коэффициент проникновения является важнейшим контрольным показателем, с помощью которого оцениваются результаты внедрения продукта на рынок.
    3. Измерение параметров потребления (частоты, кратности, нормы потребления/расходования, сезонности и др.)

      Оценка параметров покупок Вашего продукта позволяет решать самые разнообразные задачи: от сегментирования потребителей (например, по частоте покупок) до оценки емкости рынка. Кроме того, полученные в результате исследования данные могут скорректировать параметры самого продукта (например, емкость и вид его упаковки).
    4. Построение структуры осведомленности о конкурирующих продуктах и их покупаемости.

      В ходе исследования у респондента выясняется, какие марки/производители ему знакомы. Осведомленность замеряется как спонтанная (респондент самостоятельно вспоминает знакомые ему марки), так и с подсказкой. Спонтанная осведомленность важна для ситуаций, когда решение о выборе той или иной продукции происходит вне места продажи (например, жена просит мужа купить в магазине молоко «Домик в деревне»). Осведомленность с подсказкой имитирует ситуацию, когда потребитель в месте продаже видит продукцию различных марок/производителей (например, находясь у прилавка).

      Покупаемость товаров/услуг также замеряется несколькими способами. Обычно отслеживаются следующие ситуации:

      1. Товар/услуга данной марки покупалась когда-либо
      2. Товар/услуга данной марки покупается/используется в настоящее время
      3. Товар/услуга данной марки покупается наиболее часто
      4. Расчет емкости сегментов рынка по маркам/производителям и характеристикам продукта

      На основе изучения покупательских предпочтений относительно покупаемых марок/производителей продукции можно установить структуру спроса на исследуемом рынке и оценить рыночную долю каждого производителя. Аналогичный подход применяется для построения структуры рынка по выделенным параметрам продукта (высокий/средний/дешевый ценовой сегмент и др.) или характеристикам покупок (постоянные/случайные покупатели и др.). Полученная информация позволяет принимать как тактические решения в области совершенствования товара/услуги, так и отслеживать исследуемые показатели в динамике (если исследования проводятся на мониторинговой основе) для подготовки антиконкурентных действий.
Отзывы
Заместитель ген.директора по маркетингу АО "Карат-трейдинг" Баринова Юлия
АО "Карат-трейдинг"

Работаю со Сканмаркет с 2010 года, всегда очень довольна качеством услуг, уровнем добросовестности выполненных исследований и доброжелательным отношением. За этот период я уже сменила несколько компаний, в которых работаю, но как только нужно качественное/количественное исследование, опрос потребителей, информация о рынке, то сразу обращаюсь именно в это агентство.

То, чего я не видела в других агентствах: если я как клиент прошу чего-то невыполнимого, но я сама об этом не знаю (то есть те данные, которые будут по факту "притянутыми за уши", за невозможностью получить достоверную информацию о рынке), Сканмаркет всегда честно предупредит, исправит бриф и направит в нужное русло, а не сделает дутые цифры, непонятно как снятые.

Кроме того, очень ценно, что Сканмаркет имеет индивидуальный подход к каждому клиенту: я получаю не просто хорошую услугу и хорошие впечатления от выполненного проекта, ведь эти ребята всегда превосходят мои ожидания, включаются в проект так, что получаю от них ценные советы касательно маркетинга в целом, комплексно, а не только по конкретной услуге исследований. Такого энтузиазма к проектам я не видела ни у кого. Полное ощущение, что в данный момент существует только мой проект и никакой больше, и вся команда работает над ним. Это очень важно для меня как для клиента, хотя я знаю, что компания ведёт множество клиентов, но это не ощущается. Погружаются в проект с головой настолько, что попутно я действительно получаю не только то, что прописано в приложении к договору об оказании услуг, а мнение компетентных, профессиональных маркетологов о моём проекте в целом. Added value неоспоримы, работая со Сканмаркет.

В отличие от гигантов международного рынка тут именно кастомизированный подход. Я не "одна из тысячи" клиентов, а я важный клиент. Подход "only you". При этом в портфолио уже выполненных проектов реально известные большие компании, лидеры рынка в своей категории, многих из которых Сканмаркет ведёт до уже много лет, а значит Сканмаркету доверяют лучшие, - ведь у них сложные и строгие критерии выбора поставщиков услуг, а значит, что Сканмаркет им соответствует. Мне это тоже очень важно. Это как дополнительный знак качества.

Кроме того, я всегда могу получить детализацию, знать методику проводимого исследования и узнать её плюсы и минусы. Я всегда с помощью Сканмаркета знаю, в каком случае, к примеру, фокус-группы будут эффективны, а в каком лучше этого не делать. В каком случае можно получить данные по рынку, а в каком это будет пустая трата бюджета. У ребят не стоит задача "заработать все деньги мира", как это делают многие из международных гигантов рынка, поэтому могут себе позволить быть честными и говорить про возможности/ограничения для моего проекта и честный искренний совет.

И по стоимости услуг: цены очень и очень адекватны. В тендере, который я каждый раз согласно процедуре компании устраиваю на каждый новый проект, мы всегда проходим на "ура".

Отдельно хочу отметить работу Александра Кривошеева, а также восхищение Азоевым Геннадием Лазаревичем, доктором экономических наук, который направляет и курирует все проекты как консультант, а также Никитенко Светланы и Валерия Чепикова, аналитика.

Ребята, ждите от меня новый проект очень скоро! У нас амбициозные планы по завоеванию рынка в своей категории, и нам в перспективе интересна ещё и смежная категория, то есть планов громадьё и это классно, и я точно знаю, что Вы нам в этом поможете: "подстелить соломки" и получить адекватную оценку нашей рыночной ниши.

Проректор по научной работе ГУУ, доктор экономических наук, профессор В.Я.Афанасьев
Государственный Университет Управления

Государственный Университет Управления выражает благодарность маркетинговому агентству СканМаркет за исследование российского рынка нанотехнологий, проведенное им в 2009 году по заказу университета.

Проект, реализованный МА СканМаркет, включал в себя исследование российских организаций, работающих в области нанотехнологий, а также исследование отношения населения российских городов к нанотехнологиям и товарам на их основе. По результатам проекта была создана самая обширная на настоящий момент в России база данных, в которую включены сведения о российских организациях, чья деятельность связана с нанотехнологиями. Кроме того, была произведена оценка потенциальных объемов рынка для ряда нанотехнологических товаров и проанализированы факторы, оказывающие влияние на предпочтения потенциальных потребителей.

На этапе зарождения нанотехнологической индустрии в нашей стране полученные данные представляют исключительную ценность как для частного бизнеса, так и для органов государственной власти. Результаты исследования будут использованы в процессе принятия стратегических решений в области регулирования и развития российской наноиндустрии.

Осуществленная работа является уникальной для России. Несмотря на сложность поставленных задач, исследовательские методы и техники МА СканМаркет позволили получить объективные данные, в качестве и надежности которых нет сомнений. Специалисты МА СканМаркет успешно справились со всеми задачами проекта, продемонстрировав высокий уровень профессионализма, системности мышления и ответственности.

Давайте начнем общение

Свяжитесь с нами и получите бесплатную консультацию специалиста по маркетинговым исследованиям.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определённх в Согласии на обработку персональных данных.
Все поля обязательны к заполнению!