Для разработки стандарта специалисты СканМаркет используют несколько потоков входящей информации:
Если раньше наличие стандарта было характерно для иностранных или крупных сетевых компаний, то в настоящее время этот инструмент активно используют даже небольшие организации. Как правило, необходимость обусловлена увеличившимся штатом сотрудников или ростом розничной сети.
СканМаркет относится к стандарту исключительно с практической точки зрения. Например, компании, которые выполняют наиболее эффективные действия с клиентами, как правило, получают более высокую эмоциональную оценку потребителей (удовлетворенность).
Для составления стандарта рекомендуется провести аудит контактного персонала конкурентов. Это позволяет сравнить работу нескольких операторов и подготовить более точное описание процессов и критериев оценки. Для изучения могут быть выбраны прямые конкуренты или компании-лидеры отрасли по качеству обслуживания.
Как правило, процесс обслуживания разбивается на этапы, каждый из которых достаточно подробно описывается.
При разработке стандартов будут выделены требования, которые формируют обязательную часть сервиса – «базовый стандарт». Это – перечень требований, которые выполняются в настоящее время большинством операторов. Требования базового стандарта воспринимаются покупателями как минимальный, гарантированный уровень качества услуги в настоящее время.
Помимо базовых стандартов Заказчику рекомендуются стандарты, выбор которых определяется факторами:
- Особенности позиционирования/услуги Заказчика;
- Приоритеты реальных покупателей (по данным опросов клиентов или мнению специалистов компании);
- Заметное влияние требования на эмоциональную оценку/удовлетворенность;
- Наличие аналогичных требований на более развитых смежных рынках.
В компаниях, где не определены обязанности и не прописаны процессы взаимодействия, появление правил и их неукоснительное соблюдение может встречать противодействие, так как создает угрозу сложившимся негласным правилам. Поэтому внедрение стандарта требует воли и решительности, гарантий поддержки со стороны высшего руководства.
Разработка стандарта обслуживания требует активного участия Заказчика, так как документ должен очень точно соответствовать целям и возможностям конкретной организации. Получение готовенького «чужого» Стандарта извне может оказаться не только бесполезным, но и дискредитирующим идею решением. Кроме этого, интеграция инородного стандарта в текущую деятельность может оказаться излишне трудоемкой.
Представляется рабочим вариант, когда создание стандарта, внедрение и совершенствование происходит с активным участием менеджеров, управляющих контактным персоналом. Понимание возможностей персонала и рычагов воздействия делает эту работу более эффективной.
Стандарт работающей компании должен быть гибким и оперативно корректироваться при необходимости. При разработке первой версии стандарта, возможно, будут прописаны наиболее важные требования. В дальнейшем, когда персонал привык выполнять правила, планка может подниматься, а качество обслуживания - переходить на новый уровень.
Для более активного перехода компании на работу по стандарту, СканМаркет рекомендует проведение регулярных «волн» аудита качества обслуживания с последующей «работой над ошибками». Понятные правила поощрений и наказаний также способствуют внедрению стандарта.