Целевые сегменты потребителей


Постоянно возрастающий уровень конкуренции вынуждает производителей более точно ориентировать свои продукты на узкие сегменты потребителей. Сегмент рынка – это относительно однородная по ряду характеристик группа потребителей, отличающаяся от остальной части рынка. Задача определения и оценки привлекательности различных рыночных сегментов является одной из самых распространенных причин проведения маркетинговых исследований. Выделение критериев сегментирования может проводиться либо на основе уже определенных показателей (например, социально-демографических), либо по характеристикам, определяемым непосредственно в ходе исследования.

    Не все компании могут быть лидерами рынка, но, даже не будучи лидером, можно обеспечить высокую прибыльность компании, если сконцентрировать усилия на определенных сегментах рынка. Но перед этим необходимо выбрать свой целевой сегмент. Главное свойство целевого сегмента – более высокая вероятность покупки продукта компании, обеспеченная рядом факторов: более высокой степенью соответствия продукта целевым потребителям, менее высоким уровнем конкуренции (незанятая ниша), наличием сильного конкурентного преимущества в сегменте. В ряде случаев может быть выделен не один целевой сегмент, а несколько.

    Главным инструментом при проведении сегментирования является кластерный анализ, который на основе выделенных характеристик потребителей формирует из них относительно однородные группы, отличающиеся друг от друга. Каждый потребитель попадает только в одну группу (сегмент).

    Результатом кластерного анализа является набор сегментов, численность и другие характеристики которых подвергаются дальнейшему анализу, в ходе которого выделяются наиболее привлекательные для бизнеса Заказчика сегменты.

    Сегментирование осуществляется на основе различных критериев: географических, социально-демографических, психографических, поведенческих.

    Социально-демографическая сегментация наиболее распространена в связи с большей доступностью для измерения социально-демографических признаков потребителей: пола, возраста, семейного положения, количества и возраста детей, рода занятий, уровня образования, уроня дохода. Кроме того, социально-демографические признаки часто определяют отношение потребителей к продукту и их поведение.

    Сегментирование потребителей может быть произведено при помощи кластерного анализа, позволяющего разбить исследуемую совокупность объектов на однородные и отличающиеся друг от друга группы.

    В следующем примере кластерный анализ применялся к посетителям магазинов бытовой электроники, опрошенных в ходе маркетингового исследования. В результате были выделены 8 сегментов посетителей, а также приведены их описания и доли сегментов в выборке исследования.

Минэкономразвития Новосибирской области

Министр экономического развития Новосибирской области Л.Н.Решетников

Благодарим Вас и коллектив маркетингового агентства «Сканмаркет» за направленный в адреc министерства экономического развития Новосибирской области макет стандарта обслуживания иностранных гостей. Обозначенные в нём основы индустрии гостеприимства крайне важны для развития внутреннего и въездного туризма во всех субъектах Российской Федерации.

Сфера туризма является одной из наиболее динамично развивающихся в Новосибирском регионе. Количество иностранных туристов, посещающих область, ежегодно растет. В 2019 году их число достигло 94,1 тыс. человек (рост за год на 25%), 43% из них являлись гражданами Китая (40,2 тыс. чел.), прием которых требует знания особенностей и специфики культуры китайских гостей.

Это свидетельствует об актуальности использования и внедрения единого стандарта, ориентированного на обслуживание интернациональных групп.

Подготовленные Вами рекомендации будут направлены организациям туристской сферы Новосибирской области, а также лягут в основу методологической помощи туроператорам, отельерам, турфирмам, рестораторам и другим предпринимателям, действующим на территории региона. Это позволит повысить качество услуг новосибирской туриндустрии, предоставляемых не только иностранным туристам, но посетителям из других регионов России.

Jones Lang LaSalle LLC

Юлия Никуличева Нац. Директор по Рф и СНГ Отдела консалтинга ООО "Джонс Лэнг ЛаСаль"

Компания JLL предоставляет финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. JLL также является лидером рынка консалтинговых услуг в России: специалисты компании провели работу над проектами в сфере недвижимости общей площадью более 175 млн кв.м.

Отдел Стратегического Консалтинга компании JLL сотрудничает с компанией Сканмаркет на протяжении многих лет. В рамках работы над проектами наших клиентов мы не раз обращались в компанию Скамаркет для проведения различных маркетинговых исследований - от исследований потребительских предпочтений жителей различных городов до опросов пользователей федеральных автотрасс России и проч.

Мы хотели бы отметить высокий профессионализм компании и ее сотрудников, их вовлеченность в процесс и готовность решать самые сложные и нестандартные задачи.

Мы надеемся продолжить наше сотрудничество, чтобы и дальше предоставлять нашим клиентам максимально высокий уровень качества услуг!

ООО "МНПК "БИОТИКИ"

Начальник отдела маркетинга Машковцева Е.В.

ООО «МНПК «Биотики» отечественная фармацевтическая компания, которая создает и производит уникальные как для российского, так и для мирового рынка препараты на основе метаболитов -регуляторов обмена веществ.

Наша компания уже неоднократно работала с агентством «СканМаркет» и каждый раз и убеждалась в их профессионализме и надежности. Агентство выполняло для нас маркетинговые исследования характеристик потребления и спроса на лекарственные препараты, а также профиля покупателей и их предпочтений. Как предварительная работа по подготовке анкет, так и итоговое представление результатов исследований заслуживают наивысшей оценки.

Благодарим «СканМаркет» за высокое качество проделанной работы. В будущем, в случае необходимости проведения новых маркетинговых исследований, у нас не возникнет сомнений в выборе агентства.