Идея нового продукта: программа лояльности нового поколения (2021 г.)


Маркетинговое агентство Сканмаркет является индустриальным партнером Института Маркетинга Государственного Университета Управления (г.Москва).

Осенью 2021 года студенты Института Маркетинга ГУУ проходили практику в агентстве. Материал о новом цифровом продукте подготовлен при участии магистра группы ЦМ-1 Александры Повалий.


Новый цифровой продукт – платформа и мобильное приложение Семья Бренда (Brand’s Family)

Предлагается рассмотреть идею нового цифрового продукта – платформу с БД и мобильным приложением для организации действий сторонников бренда (лояльных активистов). Ключевые слова, описывающие продукт – это Public Relations и Лояльные сторонники бренда.

Brand’s Family – коммерческий продукт: юрлицо, заинтересованное в сборе и организации деятельности своих сторонников, оплачивает стоимость программного продукта и ежегодно вносит абонентскую плату за пользование продуктом. Возможно, продукт должен иметь модульную структуру и линейку от простого к сложному.

Лояльность – это верность и любовь или скидки и выгоды?

Программы и карты лояльности – привычный атрибут брендов, к которому покупатели уже привыкли. Для многих покупателей карта лояльности – это лишь возможность получать скидки.  Таким образом, несмотря на название, большинство программ лояльности отражает не столько верность к бренду и готовность покупателей идти на «жертвы» ради любимого бренда, сколько дополнительные затраты бренда на удержание «своих» покупателей.

Истинная лояльность покупателей – это верность или даже любовь к бренду, общие ценности и идеалы, а не акции, скидки, распродажи. Сторонники любят сильные бренды за «родственные» ценности и возможность состоять в «клубе единомышленников». Например, сложно представить спортивных фанатов, которые из-за скидки сменят любимую команду на другую.

В чистом виде истинно лояльные сторонники бренда наблюдаются на примере благотворительных фондов и краудфандинговых платформ. Волонтеры и спонсоры жертвуют своими ресурсами, не получая взамен никаких материальных стимулов или компенсаций (рис.1). Такие же активные лояльные сторонники есть у коммерческих брендов, брендов спорта, искусства, отраслей экономики и нацпроектов.

Рис.1. Бренды и их лояльные сторонники

Рис.1. Бренды и их лояльные сторонники

Рис.1. Бренды и их лояльные сторонники

Чтобы активность лояльных сторонников «не уходила в свисток», а могла быть задействована для решения практических задач, предлагается рассмотреть идею нового продукта.

Возможности и сегменты лояльных активистов

Несмотря на стремление к достатку и активную пропаганду потребления, у многих граждан есть хобби, увлечения и идеалы, которым они готовы безвозмездно посвятить часть своего времени. Сложно оценить потенциальную емкость безвозмездного труда ради идеалов. Очевидно, что механизмы для полноценной реализации таких потребностей граждан не развиты.

На примере музейной и благотворительной практики сторонники обычно могут реализовать свою потребность поддержать бренд в качестве двух формализованных ролей – «волонтеры» и «спонсоры». Волонтерская работа в большей степени имеет отношение к неквалифицированным работам, к которой чаще привлекается молодежь. Представляются недооцененными возможности сегмента волонтеров, заинтересованных помогать бренду своими профессиональными навыками (п.2. на рисунке 2).

Рис.2. Три сегмента деятельных сторонников бренда

Рис.2. Три сегмента деятельных сторонников бренда

Администрирование и проектная работа лояльных сторонников

В настоящее время потребности в привлечении сторонников выполняют различные ресурсы:

  • Корпоративные сайты, форумы; 
  • Группы по интересам в социальных сетях и мессенджерах; 
  • Краудсорсинговые и краудфандинговые платформы. 

Аналоги предлагаемого к разработке нового цифрового продукта показаны в таблице 1.

Таблица1. Описание аналогов продукта (взаимодействие с волонтерами)

Название/
Критерий

DOBRO.RU
Волонтёры культуры)

Моcволонтёр

Фонд Владимира Потанина

Ссылка

https://волонтеры культуры.рф/

https://mosvolonter.ru/

https://www.fond potanin.ru/

Вид сервиса

сайт/
приложение/
соц.сети

сайт/соц. сети

сайт/соц.сети

Актуальность

+

+

+

Количество волонтеров
(по информации на сайте)

1500

130 000

100

Количество подписчиков в соц.сети Вконтакте

3 332

39 215

13 638

*ER%

0,895%

0,108%

0,205%

Активная реклама в Фэйсбук

-

1

-

Трафик на сайте
(по данным similar web)

410 273

2 932

-

*Engagement Rate (Коэффициент вовлечённости аудитории). Рассчитывается, как вовлечение на пост / количество подписчиков.

Как видно из представленных данных, наибольшей силой обладает сервис Dobro.ru - несмотря на то, что подписчиков гораздо меньше, чем у Мосволонтер, вовлеченность его аудитории в 8 раз больше. Также у этого сервиса присутствует веб-приложение, все социальные сети и сайт.

Привлечение сторонников, формирование команд и выполнение заданий требует заметных административных усилий. Часть задач администрирования мог бы взять на себя профильный продукт Brand’s Family. Платформа должна объединять традиционные средства коммуникации с фанатами: сайт, группы в соцсетях и мессенджерах, интегрировать деятельность в краудсорсинговые и краудфандинговые площадки. С учетом объема организационной работы, со стороны компании (бренда) сопровождать работу должны специалисты PR-отдела, отдела маркетинга, HR-службы.

Ценности продукта для брендов и лояльных сторонников

Платформа Brand’s Family – инструмент для поиска, сбора активных сторонников, формирования команд и управления деятельностью внешними ресурсами лояльных активистов. Цель привлечения сторонников – не замена штатных сотрудников и экономия, а расширение возможностей и выполнение задач, выходящих за рамки имеющихся возможностей.

Платформа для сторонников бренда – возможность принять участие в важном для себя направлении, помощь в реализации внутренних потребностей. Основная мотивация – нематериальная, поэтому и стимулирование этой активности должно быть соответствующим. Представители бренда должны предложить сторонникам спектр важных поощрений нематериального характера.

Функционал платформы

  • БД платформы - картотека сторонников/фанатов из разных городов и стран с указанием социально-демографических характеристик и контактной информации.
  • Сегментация сторонников по трем видам активности (волонтер, профессиональная помощь, спонсор).
  • Выяснение навыков, поиск и сортировка по виду активности сторонника (знание языков, профессии, готовность участвовать в съемках, флэшмобах, прочие варианты активности). Уточнение «уровня профессионализма» сторонника в области бренда.
  • Информация о характере активности сторонника (в любое время, в выходные дни, в исключительных случаях и т.д.).
  • Сбор сторонниками материалов для формирования контента сайта, соцсетей бренда.
  • Заинтересованность сторонников в нематериальном поощрении (стажировки, встречи с профессионалами, фото с легендами, отзыв бренда о сотрудничестве и пр., экскурсии, приглашения на профильные мероприятия, участие в делегациях и экспертных советах и пр.).
  • Заинтересованность сторонников в профессиональном трудоустройстве в области деятельности бренда.
  • Интеллектуальный клуб сторонников, организация обсуждений, сбора идей, форум.
  • Привлечение сторонников и их знакомых для тестирования и исследований.
  • Настраиваемые информационные рассылки по сегментам сторонников.
  • Интегрированный платежный сервис

Покупатели и пользователи платформы Brand’s Family

Цифровой продукт ориентирован на организации, где необходимо привлечение сторонних ресурсов для решения задач и управление командами, поэтому покупатели могут быть из различных отраслей и сфер деятельности.

Лайт-версия с ограниченным функционалом могла бы предоставляться по минимальной цене или условно бесплатно небольшим само-организованным коллективам: родители группы детского сада/класса, спортивной секции, дачные товарищества, ТСЖ, дольщики, эко-активисты.

Пользователи рабочей версии продукта – благотворительные организации, музеи, объекты культуры, ВУЗы, крупные научные, медицинские учреждения, национальные парки и заповедники, коммерческие организации, спортивные клубы.

Пользователи расширенной версии продукта: отраслевые ведомства и госкорпорации, операторы национальных проектов, городские администрации.




Для сторонников музеев:

ТОП-20 интересных музеев Москвы