Тематический федеральный российский аэрокосмический парк (2022 г.)


Маркетинговое агентство Сканмаркет является индустриальным партнером Института Маркетинга Государственного Университета Управления (г. Москва). В рамках сотрудничества специалисты агентства принимают участие в образовательном процессе Института, а студенты регулярно проходят практику или готовят выпускные квалификационные работы под руководством и при содействии аналитиков агентства. Осенью 2022 года команда магистров 1-ого курса Института Маркетинга ГУУ проходила практику в агентстве.

В связи с развитием внутреннего туризма и маркетинга территорий в России существует запрос на позиционирование территорий в качестве туристических центров.

Целью команды магистров Института Маркетинга ГУУ была разработка проекта Федерального тематического аэро-космического развлекательно-образовательного парка в городе Жуковском Московской области.

Отчет магистров был отредактирован и приведен с дополнениями специалистов агентства СканМаркет.

pic_1_AeroPark.png



Цели и причины создания Аэрокосмического парка России
  1. В России, которая является космической державой, нет действующего тематического парка, который бы отражал современные достижения в изучении космоса и соответствовал современным требованиям к развлекательно-познавательным объектам.

    Цель Аэрокосмического парка в Жуковском – просвещение и пропаганда науки и космоса в увлекательной (игровой) форме. 
  2. Для современного российского потребителя существующие музеи космоса недостаточно эффектны и привлекательны.

    – Аэрокосмический парк должен быть оснащен новыми современными экспонатами, аттракционами и образовательными программами в области космоса, ракетостроения, инженерных разработок. 
  3. СМИ недостаточно освещают достижения России в космической отрасли и многие россияне не интересуются космосом и вкладом наших соотечественников в развитие космоса.

    – Парк увлекательно раскрывает историю отрасли, достижения и подвиги отечественных деятелей. 
  4. В мире всего два действующих аэрокосмических парка (США и Франция) и Аэрокосмический Парк России мог бы привлекать не меньше туристов, чем зарубежные аналоги.

    – Аэрокосмический парк должен стать местом притяжения для туристов, детей и молодежи, молодых ученых и инженеров, специалистов (в т.ч. Зарубежных). 
  5. Разрозненные действующие музеи космической тематики сложно укомплектовать аттракционами и научными/исследовательскими/образовательными объектами. Комплекс услуг Аэрокосмического парка должен обеспечить устойчивую финансовую модель и интеграцию объекта в отрасль.

    – Аэрокосмический парк - это федеральная отраслевая площадка для туристов и специалистов, выставка достижений отрасли, витрина продукции ведущих предприятий.

Целевые группы потребителей парка
  1. Семьи (родители с детьми), проводящие вместе досуг. 
  2. Школьники и студенты (в основном под эгидой учебных заведений). 
  3. Туристы из России, приезжающие для знакомства с космосом и космической отраслью страны
  4. Население прилегающих территорий (для которых парк – ближайшее обустроенное место отдыха). 
  5. Специалисты в области авиации и космоса. 
  6. Любители космоса и современных технологий. 
  7. Иностранные туристы и иностранные должностные лица, в т.ч. из ближайших аэропортов. 
  8. Технологичные компании, авторы инновационных разработок, университеты.

География объектов аэрокосмической отрасли и тематики в РФ

Почти 60% организаций, посвященных изучению космоса, находятся в европейской части России.

География объектов аэрокосмической отрасли и тематики в РФ

Москва - город, где размещены основные предприятия и учебные заведения ракетно-космической отрасли:

  • Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева; 
  • НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина; 
  • Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Н.А. Пилюгина; 
  • Предприятие «Российские космические системы»; 
  • Институт медико-биологических проблем РАН; 
  • Институт космических исследований РАН.

Окружают столицу еще несколько важных для отрасли городов: Королев, Химки, Калуга.

pic_3_AeroPark.png


Плотность населения как фактор, влияющий на месторасположение тематического парка

Плотность и численность населения сильно выше в европейской части России, поэтому предлагается расположение аэрокосмического парка там, где больше потребителей.

pic_4_AeroPark.png

В документе «Инвестиционный паспорт городского округа Жуковский» говорится о работе над созданием инновационных зон.

Такой зоной может стать Аэрокосмический Парк России.


Территория аэрокосмического парка в Жуковском
pic_5_AeroPark.png

Общая площадь участка - 343 га
Расположение - 20 км от МКАД вблизи трассы М-5 «Урал»
Собственность – муниципальная
Виды использования: промышленность, логистика, научно-производственная деятельность, рекреационная деятельность
Кадастровый номер 50:23:0000000:157813
Сроки реализации 2020 – 2024 г.
Автор: Прохоров Ю.В.
Телефон: +7(498) 484-20-73
Электронная почта: innov@zhukadmin.ru


Территория аэрокосмического парка в Жуковском

(Источник:
1. «В собственность Жуковского передали 343 гектара земли для реализации инновационного проекта 2022» 28 сентября 2022 https://zhukovskiy.ru/12244-2/
2. Инвестиционный паспорт города Жуковский https://clck.ru/3333F8 )


Критерии выбора местоположения Аэрокосмического Парка
  • Доступность месторасположения: наличие/близость шоссе, пригородного ж/д сообщения, аэропорта
  • Близость крупных населенных пунктов для обеспечения потока посетителей 
  • Близость научных центров (коммуникации и взаимодействия между исследовательскими центрами) 
  • Площадь территории (достаточно места для размещения большого парка) 
  • Наличие инфраструктуры (вспомогательные и обслуживающие производства, на которые можно положиться в случае непредвиденных ситуаций)

Зарубежные аналоги аэрокосмического парка

№1. Парк Кеннеди, США.

Площадь: 23 га, расположен в Фолл-Ривер, Массачусетс. Парк представляет собой обширную открытую площадку в центре особенно плотной части города, окруженную множеством трехэтажных многоквартирных домов рабочего класса и католической церковью Св. Анны.

Парк находится в 350 км от крупного города (Бирмингем). Также рядом находится туристический город – Майами, в котором расположены сотни гостиниц и 5 аэропортов.

Средняя посещаемость парка 1,7 млн человек в месяц.

В парке представлены экспонаты и экспозиции, исторические космические корабли и памятные вещи, шоу, два кинотеатра IMAX и различные автобусные экскурсии по космопорту.

Особенно туристы выделяют: Шаттл "Атлантис"; "Опыт запуска шаттла"; Герои и легенды; Центр Аполлона / Сатурна V; НАСА; Кинотеатр 3D IMAX (Planet Play building); Центр Аполлона / Сатурна V

Парк Кеннеди, США

Парк Кеннеди, США


№2. Космический городок. Тулуза, Франция

В 1997 году по инициативе тулузской мэрии, при поддержке министерств обороны, транспорта и национального образования, на окраине Тулузы был создан тематический парк, посвященный освоению космоса. Расстояние до Парижа составляет 600 км.

Размер парка 3,5 га
Средняя посещаемость парка – 1,5 млн человек.

В парке представлены экспонаты и экспозиции, центр пространственной Гайаны (РГС), Музей космоса, Острова Спасения, Лес-Рош-могилы, горе Синг, Река Куру, Гвианский космический центр, церковь Святой Екатерины, Башня Дрейфуса и острова Спасения.

Музей космоса – это музей, посвященный космосу и исследованию космического пространства. Острова Спасения. Все объекты открыты для доступа посетителей.

Более половины экспонатов парка-музея приобретены в СССР и современной России.

Космический городок. Тулуза, Франция

Космический городок. Тулуза, Франция


Список возможных объектов российского аэрокосмического парка
  • Исследовательский научный центр 
  • PR-центр Роскосмоса, филиал HR-службы корпорации 
  • Выставочно-музейная зона 
  • Комплекс по наблюдению и изучению космических объектов, трансляции из ЦУПа 
  •  Коворкинг зона 
  • Космический оздоровительно-медицинский комплекс 
  • Зона аттракционов: "Свободный полёт», "Космический полёт», «Ракета» 
  • Космические тренажеры (парашютная вышка, камера невесомости, батут 0,5g, прогулка в скафандре 2g) 
  • Планетарий 
  • Космический отель 
  • Кинотеатры дополненной реальности 
  • Сувенирные точки 
  • Рестораны, фудкорты в космической тематике, в котором посетители могут попробовать в т.ч. космическую пищу
  • Улицы парка, названные в честь российских героев: Королева, Гагарина, Титова, Комарова 
  • Прогулочная зона 
  • Павильоны для космических киносъемок 
  • Площадка для демонстрации запуска ракетной техники 
  • Центр студенческих разработок и испытаний прототипов 
  • Турагентство космических туристов 
  • Шаттлы в музеи Монино, Калуги, Звездный городок, ВДНХ, экскурсии на предприятия авиационной и космической отрасли 
  • Тематические космические детские площадки 
  • Центр космического здоровья и спорткомплекс 
  • Большая парковка

Тематические мероприятия парка

Тематические праздники, выставки, фестивали могут быть привязаны к памятным датам и праздникам, а также событиям, которые происходят сейчас, но слабо отражаются в информационной ленте СМИ:

  • Возвращение космонавтов на Землю, стыковки, выход в открытый космос; 
  • Запуски ракет; 
  • Новые исследования и открытия в области космоса.
  • Фестивали и праздники. 
  • Возможны встречи с космонавтами, астрономами, учеными, популярными персонами.

Аэрокосмический парк может стать главной площадкой для празднования Дня Космонавтики. Предприятия космической отрасли могли бы транслировать на экраны парка ролики с новостями и событиями. Специальные тематические программы в парке могли бы приглашать туристов на несколько дней/неделю, как полноценный туристический комплекс.


Центр космического здоровья

На территории аэрокосмического парка предлагается создать медико-оздоровительный комплекс.

Посетители могли бы ознакомиться с правилами, обеспечивающими здоровье, которых придерживаются космонавты.

Особое внимание необходимо обратить на здоровье космонавтов, существуют показатели, по которым оценивают человека: индекс массы тела, объем талии, уровень сахара в крови, уровень холестерина, уровень витамина D и в B, гормоны щитовидной железы и уровень гемоглобина, сывороточного железа, ферритина. Также будущих космонавтов оценивают по критериям выносливости, силы, координации, быстроты, ловкости и гибкости. Для развития выносливости космонавты занимаются бегом, для силы – упражнения с отягощениями. При такой нагрузки никогда не стоит забывать о восстановлении: массаж, баня, ванна, контрастный душ. Также у космонавтов четырехразовое питание: Меню строго расписано, лишнего есть нельзя. Обычно в состав меню входят: бородинский хлеб, медовые коврижки, ветчина, азу, свинина в кисло-сладком соусе, говядина под майонезом, цыпленок жареный в желе, перепела, судак, сыр, осетрина, зелёные щи и борщ, творог, котлеты с картофельным пюре, клубника, печенье, шоколад, чай и кофе. На десерт творог с орехами.

Посетителям парка в центре здоровья могут быть даны рекомендации по питанию, дыханию, комплексам упражнений и т.д.


Структура доходов парка
  • Продажа входных билетов на мероприятия 
  • Выставочная деятельность 
  • Аренда помещений на территории парка 
  • Проживание в отелях 
  • Посещение аттракционов
  • Посещение музеев
  • Посещение кинотеатров
  • Продажа сувениров, фирменной символики
  • Работа фудкортов, ресторанов
  • Услуги экскурсий
  • Услуги медцентра
  • Работа в коворкинг зоне
  • Оплата за размещение рекламы в парке
  • В будущем также планируется получать доход от Лицензионных отчислений от интеллектуальной собственности

Мультиатрибутивная модель парка для взрослых/туристов

Мультиатрибутивная модель парка для взрослых/туристов


Мультиатрибутивная модель парка для детей

Мультиатрибутивная модель парка для детей


Мультиатрибутивная модель парка для специалистов и ученых

Мультиатрибутивная модель парка для специалистов и ученых


Нейминг парка, слоганы

Миссия парка:

  1. Первый шаг в космос 
  2. Народные космические знания

Рабочие варианты названий аэрокосмического комплекса:

  1. Космопорт №1 
  2. Взлет 
  3. Млечный Путь

Рабочие варианты слоганов:

  1. «Космос рядом» 
  2. «Земля в иллюминаторе» 
  3. «Прикоснись ко Вселенной | Прикоснись к космосу» 
  4. «Большое космическое путешествие» 
  5. «Дорога к звёздам»

Формирование базы сторонников развития космоса

Важным аспектом развития бренда является создание группы сторонников развития космоса. Такие списки могут формироваться как по итогом тестов, олимпиад, конкурсов, проводимых самим парком, так и из числа известных лиц, которые будут освещать все события в медийном пространстве.

Сообщества «Вконтакте» космической тематики:

  • «Роскосмос». Количество участников: 618 446 
  • «Космос | Наука | Технологии». Количество участников: 525 485 
  • «Открытый космос». Количество участников: 460 025

Вузы с космическими специальностями:

  • «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» 
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева 
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана 
  • Филиал Стрела в городе Жуковский, Московского авиационного института

Заводы аэрокосмической отрасли:

  • АО Российские космические системы 
  • ПАО РКК "Энергия" 
  • ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева" 
  • Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО ЦЭНКИ) 
  • Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина»

Профильные журналы:

  • «Российский космос» 
  • «Всё о космосе» 
  • «Космические исследования»



Список заинтересованных лиц




pic_15_AeroPark.png