Маркетинговое агентство Сканмаркет является индустриальным партнером Института Маркетинга Государственного Университета Управления (г. Москва). В рамках сотрудничества специалисты агентства принимают участие в образовательном процессе Института, а студенты регулярно проходят практику или готовят выпускные квалификационные работы под руководством и при содействии аналитиков агентства. Осенью 2022 года команда магистров 1-ого курса Института Маркетинга ГУУ проходила практику в агентстве.
В связи с развитием внутреннего туризма и маркетинга территорий в России существует запрос на позиционирование территорий в качестве туристических центров.
Целью команды магистров Института Маркетинга ГУУ была разработка проекта Федерального тематического аэро-космического развлекательно-образовательного парка в городе Жуковском Московской области.
Отчет магистров был отредактирован и приведен с дополнениями специалистов агентства СканМаркет.
Цели и причины создания Аэрокосмического парка России
- В России, которая является космической державой, нет действующего тематического парка, который бы отражал современные достижения в изучении космоса и соответствовал современным требованиям к развлекательно-познавательным объектам.
Цель Аэрокосмического парка в Жуковском – просвещение и пропаганда науки и космоса в увлекательной (игровой) форме. - Для современного российского потребителя существующие музеи космоса недостаточно эффектны и привлекательны.
– Аэрокосмический парк должен быть оснащен новыми современными экспонатами, аттракционами и образовательными программами в области космоса, ракетостроения, инженерных разработок. - СМИ недостаточно освещают достижения России в космической отрасли и многие россияне не интересуются космосом и вкладом наших соотечественников в развитие космоса.
– Парк увлекательно раскрывает историю отрасли, достижения и подвиги отечественных деятелей. - В мире всего два действующих аэрокосмических парка (США и Франция) и Аэрокосмический Парк России мог бы привлекать не меньше туристов, чем зарубежные аналоги.
– Аэрокосмический парк должен стать местом притяжения для туристов, детей и молодежи, молодых ученых и инженеров, специалистов (в т.ч. Зарубежных). - Разрозненные действующие музеи космической тематики сложно укомплектовать аттракционами и научными/исследовательскими/образовательными объектами. Комплекс услуг Аэрокосмического парка должен обеспечить устойчивую финансовую модель и интеграцию объекта в отрасль.
– Аэрокосмический парк - это федеральная отраслевая площадка для туристов и специалистов, выставка достижений отрасли, витрина продукции ведущих предприятий.
Целевые группы потребителей парка
- Семьи (родители с детьми), проводящие вместе досуг.
- Школьники и студенты (в основном под эгидой учебных заведений).
- Туристы из России, приезжающие для знакомства с космосом и космической отраслью страны
- Население прилегающих территорий (для которых парк – ближайшее обустроенное место отдыха).
- Специалисты в области авиации и космоса.
- Любители космоса и современных технологий.
- Иностранные туристы и иностранные должностные лица, в т.ч. из ближайших аэропортов.
- Технологичные компании, авторы инновационных разработок, университеты.
География объектов аэрокосмической отрасли и тематики в РФ
Почти 60% организаций, посвященных изучению космоса, находятся в европейской части России.
Москва - город, где размещены основные предприятия и учебные заведения ракетно-космической отрасли:
- Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева;
- НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина;
- Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Н.А. Пилюгина;
- Предприятие «Российские космические системы»;
- Институт медико-биологических проблем РАН;
- Институт космических исследований РАН.
Окружают столицу еще несколько важных для отрасли городов: Королев, Химки, Калуга.
Плотность населения как фактор, влияющий на месторасположение тематического парка
Плотность и численность населения сильно выше в европейской части России, поэтому предлагается расположение аэрокосмического парка там, где больше потребителей.
В документе «Инвестиционный паспорт городского округа Жуковский» говорится о работе над созданием инновационных зон.
Такой зоной может стать Аэрокосмический Парк России.
Территория аэрокосмического парка в Жуковском
Общая площадь участка - 343 га
Расположение - 20 км от МКАД вблизи трассы М-5 «Урал»
Собственность – муниципальная
Виды использования: промышленность, логистика, научно-производственная деятельность, рекреационная деятельность
Кадастровый номер 50:23:0000000:157813
Сроки реализации 2020 – 2024 г.
Автор: Прохоров Ю.В.
Телефон: +7(498) 484-20-73
Электронная почта: innov@zhukadmin.ru
(Источник:
1. «В собственность Жуковского передали 343 гектара земли для реализации инновационного проекта 2022» 28 сентября 2022 https://zhukovskiy.ru/12244-2/
2. Инвестиционный паспорт города Жуковский https://clck.ru/3333F8 )
Критерии выбора местоположения Аэрокосмического Парка
- Доступность месторасположения: наличие/близость шоссе, пригородного ж/д сообщения, аэропорта
- Близость крупных населенных пунктов для обеспечения потока посетителей
- Близость научных центров (коммуникации и взаимодействия между исследовательскими центрами)
- Площадь территории (достаточно места для размещения большого парка)
- Наличие инфраструктуры (вспомогательные и обслуживающие производства, на которые можно положиться в случае непредвиденных ситуаций)
Зарубежные аналоги аэрокосмического парка
№1. Парк Кеннеди, США.
Площадь: 23 га, расположен в Фолл-Ривер, Массачусетс. Парк представляет собой обширную открытую площадку в центре особенно плотной части города, окруженную множеством трехэтажных многоквартирных домов рабочего класса и католической церковью Св. Анны.
Парк находится в 350 км от крупного города (Бирмингем). Также рядом находится туристический город – Майами, в котором расположены сотни гостиниц и 5 аэропортов.
Средняя посещаемость парка 1,7 млн человек в месяц.
В парке представлены экспонаты и экспозиции, исторические космические корабли и памятные вещи, шоу, два кинотеатра IMAX и различные автобусные экскурсии по космопорту.
Особенно туристы выделяют: Шаттл "Атлантис"; "Опыт запуска шаттла"; Герои и легенды; Центр Аполлона / Сатурна V; НАСА; Кинотеатр 3D IMAX (Planet Play building); Центр Аполлона / Сатурна V
№2. Космический городок. Тулуза, Франция
В 1997 году по инициативе тулузской мэрии, при поддержке министерств обороны, транспорта и национального образования, на окраине Тулузы был создан тематический парк, посвященный освоению космоса. Расстояние до Парижа составляет 600 км.
Размер парка 3,5 га
Средняя посещаемость парка – 1,5 млн человек.
В парке представлены экспонаты и экспозиции, центр пространственной Гайаны (РГС), Музей космоса, Острова Спасения, Лес-Рош-могилы, горе Синг, Река Куру, Гвианский космический центр, церковь Святой Екатерины, Башня Дрейфуса и острова Спасения.
Музей космоса – это музей, посвященный космосу и исследованию космического пространства. Острова Спасения. Все объекты открыты для доступа посетителей.
Более половины экспонатов парка-музея приобретены в СССР и современной России.
Список возможных объектов российского аэрокосмического парка
- Исследовательский научный центр
- PR-центр Роскосмоса, филиал HR-службы корпорации
- Выставочно-музейная зона
- Комплекс по наблюдению и изучению космических объектов, трансляции из ЦУПа
- Коворкинг зона
- Космический оздоровительно-медицинский комплекс
- Зона аттракционов: "Свободный полёт», "Космический полёт», «Ракета»
- Космические тренажеры (парашютная вышка, камера невесомости, батут 0,5g, прогулка в скафандре 2g)
- Планетарий
- Космический отель
- Кинотеатры дополненной реальности
- Сувенирные точки
- Рестораны, фудкорты в космической тематике, в котором посетители могут попробовать в т.ч. космическую пищу
- Улицы парка, названные в честь российских героев: Королева, Гагарина, Титова, Комарова
- Прогулочная зона
- Павильоны для космических киносъемок
- Площадка для демонстрации запуска ракетной техники
- Центр студенческих разработок и испытаний прототипов
- Турагентство космических туристов
- Шаттлы в музеи Монино, Калуги, Звездный городок, ВДНХ, экскурсии на предприятия авиационной и космической отрасли
- Тематические космические детские площадки
- Центр космического здоровья и спорткомплекс
- Большая парковка
Тематические мероприятия парка
Тематические праздники, выставки, фестивали могут быть привязаны к памятным датам и праздникам, а также событиям, которые происходят сейчас, но слабо отражаются в информационной ленте СМИ:
- Возвращение космонавтов на Землю, стыковки, выход в открытый космос;
- Запуски ракет;
- Новые исследования и открытия в области космоса.
- Фестивали и праздники.
- Возможны встречи с космонавтами, астрономами, учеными, популярными персонами.
Аэрокосмический парк может стать главной площадкой для празднования Дня Космонавтики. Предприятия космической отрасли могли бы транслировать на экраны парка ролики с новостями и событиями. Специальные тематические программы в парке могли бы приглашать туристов на несколько дней/неделю, как полноценный туристический комплекс.
Центр космического здоровья
На территории аэрокосмического парка предлагается создать медико-оздоровительный комплекс.
Посетители могли бы ознакомиться с правилами, обеспечивающими здоровье, которых придерживаются космонавты.
Особое внимание необходимо обратить на здоровье космонавтов, существуют показатели, по которым оценивают человека: индекс массы тела, объем талии, уровень сахара в крови, уровень холестерина, уровень витамина D и в B, гормоны щитовидной железы и уровень гемоглобина, сывороточного железа, ферритина. Также будущих космонавтов оценивают по критериям выносливости, силы, координации, быстроты, ловкости и гибкости. Для развития выносливости космонавты занимаются бегом, для силы – упражнения с отягощениями. При такой нагрузки никогда не стоит забывать о восстановлении: массаж, баня, ванна, контрастный душ. Также у космонавтов четырехразовое питание: Меню строго расписано, лишнего есть нельзя. Обычно в состав меню входят: бородинский хлеб, медовые коврижки, ветчина, азу, свинина в кисло-сладком соусе, говядина под майонезом, цыпленок жареный в желе, перепела, судак, сыр, осетрина, зелёные щи и борщ, творог, котлеты с картофельным пюре, клубника, печенье, шоколад, чай и кофе. На десерт творог с орехами.
Посетителям парка в центре здоровья могут быть даны рекомендации по питанию, дыханию, комплексам упражнений и т.д.
Структура доходов парка
- Продажа входных билетов на мероприятия
- Выставочная деятельность
- Аренда помещений на территории парка
- Проживание в отелях
- Посещение аттракционов
- Посещение музеев
- Посещение кинотеатров
- Продажа сувениров, фирменной символики
- Работа фудкортов, ресторанов
- Услуги экскурсий
- Услуги медцентра
- Работа в коворкинг зоне
- Оплата за размещение рекламы в парке
- В будущем также планируется получать доход от Лицензионных отчислений от интеллектуальной собственности
Мультиатрибутивная модель парка для взрослых/туристов
Мультиатрибутивная модель парка для детей
Мультиатрибутивная модель парка для специалистов и ученых
Нейминг парка, слоганы
Миссия парка:
- Первый шаг в космос
- Народные космические знания
Рабочие варианты названий аэрокосмического комплекса:
- Космопорт №1
- Взлет
- Млечный Путь
Рабочие варианты слоганов:
- «Космос рядом»
- «Земля в иллюминаторе»
- «Прикоснись ко Вселенной | Прикоснись к космосу»
- «Большое космическое путешествие»
- «Дорога к звёздам»
Формирование базы сторонников развития космоса
Важным аспектом развития бренда является создание группы сторонников развития космоса. Такие списки могут формироваться как по итогом тестов, олимпиад, конкурсов, проводимых самим парком, так и из числа известных лиц, которые будут освещать все события в медийном пространстве.
Сообщества «Вконтакте» космической тематики:
- «Роскосмос». Количество участников: 618 446
- «Космос | Наука | Технологии». Количество участников: 525 485
- «Открытый космос». Количество участников: 460 025
Вузы с космическими специальностями:
- «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
- Филиал Стрела в городе Жуковский, Московского авиационного института
Заводы аэрокосмической отрасли:
- АО Российские космические системы
- ПАО РКК "Энергия"
- ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева"
- Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО ЦЭНКИ)
- Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина»
Профильные журналы:
- «Российский космос»
- «Всё о космосе»
- «Космические исследования»